Медицинские информационные системы

   
МИС
МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ














Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляют собой медицинские инфомарционные системы?
2. Главная цель информатизации здравоохранения?
3. Задачи МИС.
4. Функциональные возможности МИС.
5. Классификация МИС по решаемым задачам.
Классификация МИС по территориальному признаку.
6. Другие виды классификаций МИС.
7. Функции АРМ врача общей практики, 
АРМ работника регистратуры поликлиники;
-         АРМ врача амбулаторного приема;
-         АРМ врача приемного отделения стационара;
-         АРМ врача стационара;
-         АРМ узких специалистов (эндоскопист, уролог и т. д.);
-         АРМ врача диагностической лаборатории;
-         АРМ врача-рентгенолога;
-         АРМ аптечной службы;
-         АРМ врача-эпидемиолога службы иммунопрофилактики;
-         АРМ врача клинико-экспертной комиссии ЛПУ;
-         АРМ работника административно-хозяйственной службы.
8. Что представляет собой Электронная история болезни?

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В период электронного представления информации компьютер­ные системы становятся орудием труда, для которого предметом и результатом выступает информация, а коллективный доступ к этой информации становится самым распространённым спо­собом организации производства. Таким образом, назначение компьютерных систем постепенно смещается от автоматизации ручного труда отдельных работников к информатизации деятель­ности всего персонала. Информация превращается в главный корпоративный ресурс.
Что касается медицины, то обеспечение своевременного до­ступа к информации становится критичным, когда речь идёт о жизни людей. Владение нужной информацией, актуальной или исторической, – часто единственное, чего не хватает врачу, чтобы своевременно и квалифицированно оказать пациенту необ­ходимую медицинскую помощь. Рутинный документооборот, уте­рянные копии документов, территориально разнесённая информация об одном и том же пациенте, отсутствие квалифицирован­ных методов поиска – всё это отнимает у медицинских специа­листов время и энергию и значительно снижает эффективность их деятельности.
Кроме того, объёмы информации, которые врач должен постоянно держать в памяти, чтобы быть способным оценить состояние каждого пациента, безусловно, огромны. Ко­гда же объём обрабатываемой информации превышает значение некоторого критического параметра, индивидуального для каж­дого человека, упорядочение и систематизация этой информации становятся невозможными. Для сохранения способности обраба­тывать непрерывно возрастающие объёмы данных необходим пе­реход к новому способу сбора и обработки информации, который можно рассматривать как некоторую индивидуальную информа­ционную революцию, результатом которой должно стать начало использования в профессиональной деятельности специалиста нового инструмента – информационной системы.
Попробуем определить, что понимается под информационной системой. Официальное определение понятия «информационная систе­ма» дано в «Федеральном законе об информации, информатиза­ции и защите информации» (N24-O3, принят Государственной Думой 25.01.95г., подписан Президентом РФ 20.02.95г.):

 «Ин­формационная система – организационно упорядоченная сово­купность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислитель­ной техники и связи, реализующих информационные процессы».

В рамках этого пособия будем использовать следующее опреде­ление: «Информационная система – это комплекс методологиче­ских, программных, технических, информационных и организа­ционных средств, поддерживающих процессы функционирования информатизируемой организации».
В зависимости от того, функционирует ли она самостоятель­но (без участия человека) или нет, информационная система может быть ав­томатической или автоматизированной.
Автоматизированная информационная система обеспечивает возможность выполнения как ручных, так и автоматизированных процессов. Пользователь (оператор), являющийся звеном такой системы, и компьютерные средства работают сообща с целью обработки и дальнейшего использова­ния информации.
Поскольку лечебно-диагностический процесс не может проте­кать без участия человека (врача), в дальнейшем мы будем иметь в виду только автоматизированные системы.
Внедрение в медицинскую практику и развитие компьютер­ного аппаратно-программного обеспечения будем называть авто­матизацией лечебно-диагностического процесса.
Отсюда можно дать следующее определение медицинской информационной системы:
 «Медицинская информационная си­стема (МИС) – это совокупность программно-тех­нических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации процессов, протекающих в лечебно-профилактическом учреждении».
Открытые медицинские информационные системы. Опре­деление «открытые» МИС означает, что в них реализованы процедуры обмена медицинскими и экономическими документами с другими системами, удовлетворяющие общепринятым правилам и стандартам. Для реализации открытости медицинских информа­ционных систем необходимо предварительно разработать прави­ла и стандарты их взаимодействия. В идеале две открытые медицинские ин­формационные системы могут взаимодействовать без всяких дополнительных усилий со стороны их разработчиков.
Подчеркнём, что открытость систем в данном случае отнюдь не означает общедоступность хранящейся в них информации. Хозяева каж­дой системы сами решают, какую информацию можно, а какую нельзя передавать в другие учреждения.


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МИС

Главная цель информатизации здравоохранения в целом мо­жет быть сформулирована следующим образом (Концепция ин­форматизации здравоохранения): создание новых информацион­ных технологий на всех уровнях управления здравоохранением и новых медицинских компьютерных технологий, повышающих качество лечебно-профилактической помощи и способствующих реализации основной функции охраны здоровья населения – увеличению продолжительности активной жизни.
Помимо обозначенной основной цели, перед МИС стоит ещё ряд взаимосвязанных и весьма важных задач, среди которых можно отметить следующие:
-         создание единого информационного пространства для ускорения доступа к информации и повышения качества медицинской документации;
-         мониторинг и управление качеством медицинской помощи с целью снижения вероятности врачебной ошиб­ки и устранения избыточности назначений;
-         повышение прозрачности деятельности медицинского учреждения и эффективности принимаемых управленческих решений;
-         анализ экономических аспектов оказания медицинской по­мощи – очень важная задача для отечественного здраво­охранения, переходящего на коммерческую основу;
-         сокращение сроков обследования и лечения.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МИС

К числу основных возможностей МИС относятся:
-         сбор, регистрация, структуризация и документирование данных;
-         обеспечение обмена информацией и создание информаци­онного пространства;
-         хранение и поиск информации;
-         статистический анализ данных;
-         контроль эффективности и качества оказания медицин­ской помощи;
-         поддержка принятия решений;
-         анализ и контроль работы учреждения, управление ресур­сами учреждения;
-         поддержка экономической составляющей лечебного про­цесса;
-         обучение персонала.

Сбор, регистрация, структуризация
и документирование данных

Одной из основных функций МИС является сбор информа­ции о пациенте в результате его осмотра или автома­тически с помощью специального оборудования для регистрации состояния больного, а также из других специализиро­ванных МИС (например, по фармакопее, анестезиологии и др.).
В информационных системах проводится структурирова­ние и стандартизация информации для того, чтобы информация стала доступной для компьютерной обработки, например: формирование врачебных заключений по выполненным исследованиям, подготовка прото­колов операций и исследований, контроль выполнения назначе­ний и прохождения лабораторных образцов, составление распи­саний и запись на приём к врачу, планирование нагрузок на медицинский персонал и пациента и т. д.
На основе автоматизации процессов управления регистрация и документирование данных позволяют ускорить процесс обра­ботки информации, планировать использование дорогостоящего оборудования, сократить время нахождения пациента в стаци­онаре, оперативно контролировать ход лечения и снизить риск осложнения заболевания.



Обеспечение обмена информацией
и создание информационного пространства

Основным держателем собранной клинической информации о пациенте являются медицинская карта стационарного больного «история болезни» и медицинская карта амбулаторного больного «амбулаторная карта», которые можно объединить под общим названием «медицинская карта больного». Одним из основных недостатков традиционной системы регистрации медицинских документов на основе бумажного документооборота является невозможность одновременного доступа к сведениям о пациенте для различных специалистов.
Использование компьютерных сетей и автоматизированных систем регистрации и документирования медицинских данных позволяет осуществлять одновременный доступ врачей к раз­личной необходимой информации, а также контроль ведения медицинской документации.
Современные МИС работают в сети, поэтому при их эксплуатации пользователи могут иметь доступ к распределённым базам данных (БД) или другим информационным ресурсам, в том числе и находящимся в сети Интернет.

Хранение и поиск информации

Хранение данных о пациентах в единой БД позволяет прове­сти быстрый и эффективный поиск необходимых сведений и из­бежать дублирования информации при повторных обращениях за медицинской помощью.
Электронные архивы медицинских карт существенно облег­чают и ускоряют подготовку рутинных отчётов и могут служить основой для использования алгоритмов интеллектуального ана­лиза данных с целью поиска закономерностей.

Статистический анализ данных

Обработка статистической информации позволяет врачам и руководителям учреждения в удобной обобщённой форме рассчитывать интересующие характеристики и представлять их в наглядной форме для анализа.



Контроль эффективности и качества
оказания медицинской помощи

Внедрение компьютерных систем для осуществления кон­троля над важнейшими этапами процесса лечения со стороны руководителей или более опытных специалистов может суще­ственно повысить качество медицинской помощи, оказываемой пациентам лечебного учреждения, и снизить риск осложнений заболевания.
Контроль может осуществляться как за соблюдением стан­дартной технологии ведения больного, так и за действиями при обнаружении опасного симптома или совокупности симптомов, наличии аллергии у пациента, несовместимости лекарственных препаратов, назначаемых больному, и т. п.
Для осуществления контроля информационная система должна предоставить инструмента­рий, позволяющий организовать:
-         сбор сведений и оценку результатов оказания медицин­ской помощи, необходимых для эффективного лечения, профилактики и реабилитации;
-         сбор и оценку сведений о соблюдении стандартов оказания медицинской помощи, т. е. об использующихся медицин­ских технологиях;
-         сбор и оценку сведений о ресурсном обеспечении ЛПУ.


Поддержка принятия решений

Выделяют следующие виды поддержки принятия решений по оказанию ме­дицинской помощи пациентам:
-         предупреждение специалистов о возникновении угрожаю­щей ситуации;
-         критический анализ ранее принятых решений;
-         предложения по лечебным мерам в ответ на запросы ме­диков;
-         ретроспективные обзоры с целью обеспечения контроля за качеством лечения.
Каждый из перечисленных видов поддержки принятия реше­ний важен в медицинской практике. Системы поддержки приня­тия решений позволяют значительно повысить качество оказы­ваемой медицинской помощи.



Анализ и контроль работы учреждения,
управление ресурсами учреждения

Перевод лечебно-диагностического процесса на экономиче­скую основу, появление в здравоохранении страховых орга­низаций и фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), отслеживающих целесообразность расходования финан­совых средств, вынуждают каждое ЛПУ оперативно анализиро­вать и контролировать свою работу, планировать расходы и со­кращать нерациональное использование ресурсов. Для достиже­ния этих целей в рамках корпоративной МИС должно быть ре­ализовано множество механизмов, позволяющих решать спектр соответствующих задач, таких как:
-         оперативное получение информации о балансах счетов всех видов;
-         всесторонний анализ бюджета ЛПУ (статистический, ва­риационный и т.д.);
-         поддержка взаимоотношений с банками;
-         ведение реестра имущества и фондов;
-         составление расписания использования имеющихся ресур­сов (кадры, помещения, аппаратура, медикаменты и т.д.).

Поддержка экономической составляющей лечебного процесса

Использование корпоративной информационной системы, по­мимо прочих преимуществ, позволяет учитывать все оказанные пациентам медицинские услуги и определять их себестоимость. Сравнение фактической нагрузки с плановой пропускной спо­собностью позволяет оценить величину упущенной выгоды от недозагрузки мощностей учреждения. Сравнение себестоимости лечения пациента с полученной за это лечение платой определяет доход ЛПУ от каждого лечебного случая.
Помимо этих базовых экономических возможностей, неко­торые развитые МИС обеспечивают дополнительную функци­ональность по работе с пациентами вплоть до ведения мини-банковской системы с лицевыми счетами, кредитами и т. п.
Кроме того, современная МИС может предоставлять воз­можности по учёту экономических аспектов деятельности, не относящихся напрямую к лечебному процессу (амортизация обо­рудования и фондов, деятельность хозслужб и т.д.).



Обучение персонала

Быстрый рост и накопление новых знаний в области меди­цины, а также усложнение самого процесса лечения породили потребность в непрерывном обучении. В настоящее время в рас­поряжении врачей имеется большой выбор прикладных компью­терных программ, которые помогают им знакомиться с новыми достижениями в области медицины и поддерживать высокий уровень квалификации, необходимый для надлежащего лечения пациентов и ухода за ними.


КЛАССИФИКАЦИЯ
МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Классификация медицинских информационных систем по назначению основа­на на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения, как отрасли, включающей базовый (кли­нический) уровень (врачи разного профиля), уровень учреждений (поликлиники, стационары, диспансеры, скорая помощь), террито­риальный уровень (профильные и специализированные медицинс­кие службы и региональные органы управления), федеральный уро­вень (федеральные учреждения и органы управления). В пределах каждого уровня системы классифицируются по функцио­нальному принципу, т. е. по целям и задачам, решаемым системой.

Медицинские информационные системы
базового уровня

Системы этого класса предназначены для информационного обес­печения принятия решений в профессиональной деятельности вра­чей разных специальностей. Основная их цель – компьютерная поддержка работы врача-клинициста, гигиениста, лаборанта и др. Они позволяют повысить качество профилактической и лечебно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени и квалифицированных специалистов.
По решаемым задачам медико-технологические ИС можно разде­лить на следующие группы:
-         информационно-справочные системы;
-         консультативно-диагностические системы (вероятностные и экспертные системы);
-         приборно-компьютерные системы;
-         автоматизированные рабочие места специалистов (АРМы).

Медицинские информационно-справочные системы
Предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя. Информационные массивы таких систем содержат медицинскую справочную информацию различного характера.

Медицинские консультативно-диагностические системы (вероятностные и экспертные системы)
Предназначены для диагностики патологических состояний (вклю­чая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения) при заболеваниях различного профиля и для разных категорий боль­ных.

Медицинские приборно-компьютерные системы
Предназначены для информационной поддержки и/или автомати­зации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного (например, при регистрации физиологических параметров). Медицинские приборно-компьютерные системы являются особым и наиболее многочисленным классом медицинских информационных систем и выделены в отдельную группу.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача
Это компьютерная информационная система, предназначенная для автоматизации всего технологического процесса врача соответству­ющей специальности и обеспечивающая информационную поддер­жку при принятии диагностических и тактических (лечебных, орга­низационных и др.) врачебных решений. Под технологическим процессом здесь понимаются лечебно-про­филактическая и отчетно-статистическая деятельность, ведение документации, планирование работы, получение справочной информа­ции разного рода.
По назначению АРМ, используемые в ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений), можно разделить на:
-         АРМ работника регистратуры поликлиники;
-         АРМ врача амбулаторного приема;
-         АРМ врача приемного отделения стационара;
-         АРМ врача стационара;
-         АРМ узких специалистов (эндоскопист, уролог и т. д.);
-         АРМ врача диагностической лаборатории;
-         АРМ врача-рентгенолога;
-         АРМ аптечной службы;
-         АРМ врача-эпидемиолога службы иммунопрофилактики;
-         АРМ врача клинико-экспертной комиссии ЛПУ;
-         АРМ работника административно-хозяйственной службы.
Автоматизированное рабочее место позволяет вести централизованную базу данных пациентов, включая всю информацию об обследованиях и проводимом лечении. При использовании АРМ и правильной организации системы хранения данных карточка пациента никогда не потеряется, а поиск ее будет максимально упрощен. Кроме того, все заключения и результаты обследования и лечения могут быть в любой момент распечатаны на принтере и выданы на руки пациенту. Обслуживание пациентов становится более удобным как для них самих, так и для врачей.
АРМ применяются не только на базовом уровне здравоохранения – клиническом, но и для автоматизации рабочих мест на уровне управления ЛПУ.
АРМ врача может функционировать как в автономном режиме, так и входить в состав информационных систем ЛПУ.
Кратко рассмотрим отдельные автоматизированные рабочие места:
  • АРМ "Регистратура поликлиники" Предназначено для регистрации пациентов и ведения компьютерных историй болезни.
    Позволяет осуществлять:
-    ввод паспортных данных пациента;
-    организовывать выдачу талонов на прием к специалистам;
-    группировать пациентов по выбранному признаку: принадлежности к участку, территории, последнему посещению.
  • АРМ "Средний медицинский персонал" Система предназначена для информационного обеспечения и оптимизации деятельности среднего медицинского персонала.
    Позволяет осуществлять:
-    информирование о назначениях и процедурах пациента;
-    учет лекарственных средств;
-    контроль заполнения койко-мест;
-    составление графика работы персонала.
  • АРМ "Главный врач" Система предназначена для главных врачей. Позволяет планировать лечебно-диагностические мероприятия, автоматизировать отчетную деятельность.
    Функциональные возможности системы:
-    контроль лечебного процесса и действий персонала;
-    доступ к данным и отчетам подразделений учреждения (бухгалтерии, отдела кадров, склада, регистратуры и статистического отдела).
  • АРМ "Врач" Возможности системы:
-    ведение электронной истории болезни пациента;
-    мониторинг за больным в динамике;
-    учет затрат на лечение;
-    составление отчетной документации;
-    доступ к справочной информации: препараты, диагностические процедуры, заболевания (с МК.Б).
  • АРМ "Информационно-диагностическая система" Система предназначена для оснащения диагностических кабинетов и лабораторий.
    Функциональные возможности системы:
-    ввод, количественный и качественный анализ изображений;
-    создание архивов изображений с привязкой к истории болезни, справочных атласов;
-    составление текстовых комментариев и заключений.

Медицинские информационные системы
уровня лечебно-профилактических учреждений

Представлены следующими основными группами:
-         ИС консультативных центров;
-         банками информации медицинских служб;
-         персонифициро­ванными регистрами;
-         скрининговыми системами;
-         информационными системами лечебно-профилактического учреждения (ИС ЛПУ);
-         информационными системами НИИ и медицинских вузов.

 ИС консультативных центров
Предназначены для обеспечения функционирования соответствую­щих подразделений и информационной поддержки врачей при кон­сультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях.

Банки информации медицинских учреждений и служб
Содержат сводные данные о качественном и количественном соста­ве работников учреждения, прикрепленного населения, основные ста­тистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения.

Персонифицированные регистры (базы и банки данных)
Это разновидность информационно-справочных систем, содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной кар­ты. Регистры обеспечивают участковым, семейным врачам, специа­листам, ординаторам и т. п. возможность быстрого получения необ­ходимой информации о пациенте, контроля за динамикой состояния, анализ качества лечебно-профилактических мероприятий, получение статистических отчетных форм.

Скрининговые системы
Предназначены для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для врачебного скрининга для форми­рования групп риска и выявления больных, нуждающихся в помо­щи специалиста.

Информационные системы лечебно-профилактического
учреждения (ИС ЛПУ)
Это информационные системы, основанные на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивающие автоматизацию различных видов деятельности учреждения. В соот­ветствии с видами ЛПУ обычно различают программные комплексы информационных систем: «Стационар», «Поликлиника», «Скорая помощь». Выходная информация таких систем используется как для ре­шения задач управления соответствующего ЛПУ, так и для реше­ния задач системами вышестоящего уровня.

Информационные системы для НИИ и вузов
Решают три основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленчес­кой деятельности НИИ и вузов. Реализация задач обеспечивается соответственно информационными системами медико-биологичес­ких исследований, компьютерными системами обучения и информа­ционными системами НИИ и вузов.


Медицинские информационные системы
территориального уровня

Это программные комплексы, обеспечивающие управление специа­лизированными и профильными медицинскими службами, поликли­нической (включая диспансеризацию), стационарной и скорой ме­дицинской помощью населению на уровне территории (города, области, республики).
На этом уровне медицинские информационные системы представ­лены следующими основными группами:

МИС территориального органа здравоохранения
Содержат подсистемы:
-         Административно-управленческие ИС – для решения организационных задач руководителями территориальных медицинских служб, главными специалистами.
-         Статистические информационные медицинские системы, осу­ществляющие сбор, обработку и получение по территории свод­ных данных по основным медико-социальным показателям.

МИС для решения медико-технологических задач
Обеспечива­ют информационной поддержкой деятельность медицинс­ких работников специализированных медицинских направлений: взаиморасчетов в системе ОМС; скорой медицинской помощи и ЧС; специали­зированной медицинской помощи, включая регистры (фтизи­атрия, психиатрия, инфекционные болезни и др.); лекарствен­ного обеспечения.



Компьютерные телекоммуникационные медицинские сети
Обеспечивают создание единого информационного простран­ства здравоохранения на уровне региона.

Федеральный уровень

Информационные системы федерального уровня предназначены для информационной поддержки государственного уровня системы здра­воохранения России.
В медицинских ИС федерального уровня можно выделить сле­дующие типы систем.

МИС федеральных органов здравоохранения
МИС, предназначенные для информационной поддержки министерства, главков, управлений. Они включают подсистемы:
-         МИС, осуществляющие информационную поддержку органи­зации управления соответствующим федеральным органом;
-         Административно-управленческие ИС, позволяющие оптимизировать распределение и использование ресурсов федеральных служб, осуществлять выбор приоритетных направлений.

Статистические МИС
Осу­ществляют сбор, обработку и получение по федерации свод­ных данных по основным медико-социальным показателям.

Медико-технологические МИС
Эти системы осуществляют поддержку деятельности ме­дицинских работников специализированных медицинских служб на федеральном уровне, предусматривают обеспечение преемственности на всех этапах и уровнях деятельности, ведение государственных регистров.
В их число входят МИС для отдельных направлений: скорой медицинской помощи; спе­циализированной медицинской помощи, включая государственные регистры (фтизиатрия, психиатрия, инфекционные болезни и др.); лекарственного обеспечения.

Отраслевые МИС
Осуще­ствляют информационную поддержку отраслевых медицин­ской служб (Министерства обороны, Министерства по чрез­вычайным ситуациям и т.д.).

Компьютерные телекоммуникационные медицинские сети
Обеспечивают создание единого информационного простран­ства здравоохранения на уровне федерации.

Другие виды классификаций

Классификация по глубине работы с медицинской картой пациента.
1. Системы, работающие с частью данных медицинской кар­ты: departmental systems. Это лабораторные системы, ад­министративные, финансовые, фармакологические, системы для медсестёр, системы для реанимационных отделений.
2. Системы, работающие с медицинской картой в целом: CPR systems.
Классификация с точ­ки зрения представления и обработки информации.
 Все информационные системы делятся на три класса:
-         фактографические ИС;
-         документальные ИС;
-         ИС «рабочих потоков» (Workflow).
Фактографические системы хранят сведения об объектах предметной области (подразделениях, сотрудниках, договорах, суммах, процентах и т. д.). Причём сведения о каждом объекте, например о сотруднике, могут поступать в систему из множества источников и разных документов. При размещении в системе этих сведений они преобразуются и хранятся в виде записей.
В документальной системе (системе документооборота) объект хранения — документы, так как именно документы накап­ливаются и обрабатываются. Для обработки информации не важ­но, какие сведения содержатся в документах (например, о раз­мере заработной платы или назначенных пациенту лекарствах).
МИС класса «рабочих потоков» определяются как программные системы, обеспечивающие координацию выполнения производственных операций (заданий, работ, функций), составляющих струк­турированные бизнес-процессы предприятия. При этом любой бизнес-процесс предприятия может быть представлен в виде «рабочих потоков», если он:
-         выделен;
-         структурирован;
-         выполняется по правилам, которые можно сформулиро­вать;
-         периодически повторяется.




МИС БАЗОВОГО УРОВНЯ
«АРМ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ»
Электронная история болезни

Основное назначение данного программного комплекса состоят в следующем:
1.    Уменьшение количества времени, выделяемого на ведение медицинской документации, и как следствие - увеличение полезного времени врача общей практики.
2.   Улучшение обслуживания пациента за счет оперативного получения информации о пациенте, как, например, данные о развитии пациента, наследственности, предыдущих посещений, направления и анализы, консультации, диспансерное наблюдение.
3.   Получение данных в цифровом и графическом виде о динамике изменения результатов обследований пациента.
4.   Четкое планирование рабочего времени.
5.   Получение любых статистических данных.
6.   Оперативный доступ к разнообразным нормативным документам.
Очевидно, что подобные задачи могут быть качественно решены только с применением автоматизированных средств управления, использующих компьютерную технику, средства телекоммуникации, современное программное обеспечение.
АРМ врача, выполняя данные задачи, избавляет врача от рутинного заполнения бумажной истории болезни, выписок, анализов, направлений и освобождает время для непосредственного общения с пациентом.
Архитектура АРМ врача общей практики.
АРМ врача представляет собой гибкую среду с множеством выполняемых функций и возможностью постоянного добавления дополнительных функций. Все выполняемые функции АРМ врача можно условно объединить в несколько функциональных блоков:
-         Медицинская карта амбулаторного пациента
-         Медицинская карта статистики и анализа
-         Органайзер
-         Информационная система
-         Справочная система
-         Сервисный блок
Все блоки способны функционировать независимо от остальных, позволяют выполнять разнообразные задачи в рамках подразделения семейной медицины.
Результатами вашей работы в АРМ врача будут разнообразные печатные документы, отчеты, графики и другие документы в электронном виде и на бумажных носителях.
Функции, выполняемые «АРМ врача общей практики».
АРМ врача общей практики позволяет осуществлять хранение и редактирование данных о:
Паспортных данных (ФИО, пол, дата рождения и др.);
Адресных данных, социальном статусе, образовании, месте работы, диспансерной группе, врачебном участке;
Группе крови и резус-принадлежности, аллергии, переливании крови, прививках, хирургических вмешательствах, сахарном диабете, инфекционных заболеваниях;
Дате и типе посещения пациентов, состоянии и жалобах на момент посещения (с возможностью полуавтоматического формирования текстов состояния и жалоб), установленных диагнозах и планах обследования и лечения;
Хронологии страхования пациента с отслеживанием актуального типа страхования. Содержит справочник о медицинских страховых организациях;
Диспансерном наблюдении пациента с возможностью указания и отслеживания прохождения контрольных осмотров;
Хронических заболеваниях пациента;
Больничных листах пациента с возможностью отслеживания незакрытых документов временной нетрудоспособности;
Заключительных (уточненных) диагнозах пациента;
Выписках наркотических лекарственных средств, способных вызвать болезненное привыкание, с записью специалиста, выписавшего данное наркотическое лекарственное средство.



Комментариев нет: